На прошлой неделе состоялся визит в Москву госсекретаря США Джона Керри. Одной из тем переговоров было урегулирование конфликта в Донбассе и выполнение Минских соглашений. На этой неделе начинается поездка президента Украины Петра Порошенко в Вашингтон. Корреспондент "Комсомольской правды" задал вопросы директору Центра политической конъюнктуры Алексею Чеснакову о том, как могут быть связаны эти события, и о ходе российско-американского диалога по данной проблеме.
- О визите Керри сказано много, однако складывается впечатление, что либо серьезных прорывов не произошло, либо на публику предпочитают выносить не все.
- Дипломаты всегда не договаривают. Это специфика профессии. Такие визиты и переговоры редко бывают прорывными. Их задача - поддержать рабочие контакты между странами на нужном уровне. В украинском вопросе визит Керри в Москву диктовался назревшим обменом мнениями о развитии событий на Украине и на исполнение Минских соглашений. Процесс урегулирования в Донбассе тормозится, увеличивается вероятность возобновления боевых действий. Этого сценария Россия и США хотели бы избежать. К тому же одной из задач Керри было снять неловкость после выпадов некоторых официальных лиц США в отношении президента Путина. Видимо, он эту задачу выполнил.
- Можно ли зафиксировать изменения в позиции США по украинскому вопросу?
- Соединенные Штаты хотят увеличить свое влияние на ход минского переговорного процесса. Президент Обама дал понять, что хочет уладить украинский вопрос до конца своего срока - то есть в текущем году. Соответственно, американцам нужны новые импульсы и новые инструменты. Оказывая влияние на украинских и европейских участников процесса, американцы остаются на определенной дистанции. И эта дистанция перестает быть для них комфортной.
Возможно, Керри опять напрашивался на расширение нормандского формата за их счет. Этого нельзя было не усмотреть и во время его предыдущих визитов в Сочи и Москву. Но это желание пока наталкивается на позицию Германии и Франции, которые справедливо считают, что подобное расширение будет оценено как свидетельство их неспособности справиться с задачей.
Европейцы по понятным причинам ревностно относятся к двусторонним переговорам между Россией и США. В свою очередь, у России есть желание сохранить этот двусторонний диалог. Причем довольно интенсивный. Ведь кроме встречи Путина с Керри и Лаврова с Керри, состоялась еще и встреча Суркова с Нуланд. Явно, что контакты будут продолжены.
- Но если влияние американцев на процесс урегулирования довольно большое, в чем тогда проблема с расширением нормандского формата?
- Если рассуждать рационально, то, как у каждого подобного решения, в нем есть свои плюсы и свои минусы. Причем существенные. Плюсы в том, что американцы способны более результативно, чем европейцы, давить на Киев, украинская сторона перестанет тратить время на ожидание сигналов из Вашингтона, позиция последнего будет определяться коллективным характером обсуждения и т.д.
Минусы в том, что расширение количества переговорщиков приведет к потере времени, новым интригам и попыткам давления на Москву. А главный минус такого решения - очевидный шаг в сторону от налаживания обязательного прямого диалога Киева и Донбасса.
В Москве понимают, что простое расширение нормандского формата - один из способов для Киева заволокитить выполнение минских договоренностей. Происходит подмена содержания. Отсюда и постоянные инициативы украинской стороны о "женевских", "будапештских" и иных форматах. Увеличение количества участников переговоров не решает главного вопроса - сделать невозможным для Киева невыполнение политических пунктов мирного плана.
- Но украинская сторона обусловливает выполнение политической части минских соглашений прекращением огня со стороны ополченцев Донбасса.
- Во-первых, огонь ведут с двух сторон. Причем обострения происходят лишь на одном участке - в районе Авдеевки. Во-вторых, необходимость прекращения огня, как и решение гуманитарных вопросов, - не повод откладывать выполнение политической части минских соглашений. Гарантировать прекращение огня можно, только запустив процесс политического урегулирования. В тех случаях, когда эти две задачи оказываются разведены - как правило, не выполнена ни одна. Например, в Карабахе, где до сих пор стреляют. Есть жертвы. И все это потому, что нет стремления к политическим решениям.
- Украинская сторона апеллирует к проблемам в Верховной Раде, невозможности принять нужные законы. И тем более, там сейчас торги вокруг нового кабинета министров.
- Киев не выполняет минские соглашения не потому, что у него проблемы в парламенте. Порошенко демонстративно ничего не сделал для того, чтобы эти проблемы снять. Наоборот, он сам создает в парламенте проблемы и поощряет все более агрессивную риторику по отношению к Донбассу. Нужно смотреть на эту ситуацию по-другому. Проблемы в парламенте возникли, в том числе, и потому, что, стимулируя их, Киев не хочет выполнять минские соглашения.
- Каким в этих условиях может быть диалог между Россией и США? И что вы ожидаете от визита Порошенко в Вашингтон?
- Необходимо учитывать доминирование США на Украине и их влияние на европейцев. Если формат расширения нормандской четверки станет выгоден для России, то его нельзя исключать. Однако при этом вряд ли следует отказываться и от двустороннего формата Россия-США по этому вопросу. Если это будет вызывать ревность у европейцев и украинцев, то они могут поприсутствовать в делегации США.
Путин занимает жесткую позицию и вряд ли она изменится. Москва не будет признавать тех решений, которые украинская сторона в нарушение Минских соглашений хотела бы принять в одностороннем порядке. И то, что украинская сторона уже выдает за исполнение Минска-2, также не признает. Ту же поправку в Конституцию или закон об особом статусе. Например, Керри утверждает, что Киев принял закон об особом статусе. Но это совсем не тот документ, о котором договаривались, да и он до сих пор не введен в действие.
В любом случае, следует ожидать, что в рамках предстоящего визита Порошенко в США, кроме красивых слов на публику и очередных обещаний финансовой помощи, Вашингтон доведет до украинского президента, что выполнять минские соглашения все равно придется. И чем раньше - тем лучше для Украины.
68,0 73,0
71,0 81,0
25,0 26,8
Сейчас 125 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте
Подробнее...