You are here:

Мутный и токсичный «Азов»

Полк национальной гвардии «Азов» отметил свое трехлетие под аккомпанемент международного скандала: буквально накануне палата представителей Конгресса США приняла законопроект об ассигнованиях Пентагону для перевооружения украинской армии, оговорив при этом условие, что это деньги не должны идти на финансирование «Азова».

 

На самом деле, это решение не было новым — американский Конгресс уже делал такие оговорки в прошлые годы. «Это решение 2015 года Конгресса США, инициированное двумя конгрессменами и из 2015 в 2016 годах, которое перешло «под кальку» в новый бюджет. Хотя насколько мы знаем, американские военные с большим уважением отзываются о подготовке «Азова» и принятии им собственно НАТОвских стандартов», — рассказал Ukraina.ru пресс-секретарь «Национального корпуса» Александр Алферов.

Однако всем ясно, что условие конгрессменов все равно стало неприятным подарком для украинских радикалов — потому что, используя их в своих интересах, Запад одновременно указывает на высокую репутационную токсичность этой одиозной военной структуры.


Истоки «Азова»

Что отличает «Азов» от остальных добровольческих батальонов Украины, которые, в основном, превратились к настоящему времени в охранные фирмы, банды вымогателей, или что-то среднее между ними? Во-первых, это скандальная международная репутация структуры с открыто нацистской идеологией — которая в общем-то и стала причиной претензий со стороны американских политиков. Им, как и всем прочим, прекрасно известно, что корни полка Нацгвардии лежат в неонацистской Социал-национальной партии, и образовавшейся после нее организации «Патриот Украины», которая унаследовала идеологию белого расизма.

Но политическому вознесению «Азова» способствовало еще одно обстоятельство. Дело в том, что лидеры «Патриота Украины», включая будущего вождя «Азова» Андрея Билецкого и его ближайшего соратника Вадима Трояна проживали в Харькове, участвовали в движении правых хулсов клуба «Металлист» и имели тесные отношения с местным бизнесменом Арсеном Аваковым, выполняя функции его личной гвардии. В частности, Аваков использовал нацистских боевиков в нападениях на фирмы и рыночные павильоны своих конкурентов, обеспечивая им за это прикрытие и финансовую поддержку.

Однако, когда Аваков бежал из Украины в Италию, за криминальные дела пришлось заплатить. Билецкий и еще несколько активистов «Патриота Украины» попали в тюрьму по уголовным делам. И вышли на свободу сразу после Евромайдана, когда их давний покровитель Аваков возглавил Министерство внутренних дел Украины, а Верховная Рада по горячим следам амнистировала всех идейно близких преступников, нарушив при этом целую кучу законов.

Именно это обстоятельство помогло «Азову» превратиться в самый мощный и влиятельный из длинного перечня «добробатов». Аваков жестко расправлялся с зарвавшимися националистами, отправив к Бандере их популярного лидера Александра Музычко. Но для своих людей он не жалел ничего. Уже в марте Билецкий и его «черные человечки» несколько раз обстреливали харьковский «Евромайдан». Во время столкновений на улице Рымарской они застрелили двух человек — но милиция, по личному приказу Авакова, взяла их под защиту и выпустила на свободу.

А уже вскоре Билецкий, Троян и компания сами получили удостоверения сотрудников МВД. В этом статусе они приступили к формированию батальона, привлекая к нему представителей нацистской субкультуры. Захватив с помощью армии Мариуполь, «Азов» превратил его в свою военную базу, куда начали съезжаться ультраправые со всей Украины, а также, из Европы, Белоруссии и России. Среди последних был разыскиваемый за криминал русско-белорусский нацист Малюта, который возглавил в «Азове» разведку и вскоре получил от Петра Порошенко паспорт гражданина Украины.
Министерские гвардейцы

С самого начала своей деятельности «Азов» избегал активного участия в боях на фронте, и не попал ни в один из котлов — потому, что люди Билецкого редко показывались на передовой. Несмотря на это, батальон получал от Авакова прекрасное снабжение, и кошмарил местный бизнес, зарабатывая миллионы на бандитизме и торговле оружием. Обвинения в этом преследовали его представителей с самого мая 2014 года.

Одновременно с этим лидеры «Азова» начали делать политическую и служебную карьеру. Андрей Билецкий прошел в парламент по киевскому округу, опираясь на поддержку «Народного фронта» и премьера Арсения Яценюка, Вадим Троян стал ближайшим помощником Авакова, дослужившись до заместителя министра МВД, а Малюта возглавил один из департаментов министерства и стал бизнес-партнером Авакова-младшего. Уже через два года он официально задекларировал более миллиона гривен и личный самолет.

При этом, на основе «Азова» тут же начали создавать ультраправую политическую структура, стараясь подмять под себя более мелкие нацистские группы. Этот процесс завершился созданием «Гражданского корпуса «Азов», который формировался из ветеранов подразделения Нацгвардии, расширенного из батальона до полка МВД. «Полк играет роль «питомника» и школы кадров Гражданского Корпуса «Азов». Перефразируя старую поговорку о сотрудниках КГБ, можно сказать, что «азовцы» бывшими не бывают. Как рассказал один из ветеранов полка, перед демобилизацией с солдатами почти каждый день проводятся «идеологические инструктажи», а после ухода на «гражданку» всех бойцов зачисляют в Гражданский корпус «Азова», кроме тех, кто уходит в отказ или же ранее был отчислен из полка по залету — писал об этом украинский журналист Александр Сибирцев из издания Страна.ua.

Процесс создания ультраправой политсилы вышел на финишную прямую совсем недавно. 16 марта украинские ультраправые партии: Всеукраинское объединение «Свобода», «Национальный корпус» (как начал именоваться Гражданский корпус «Азов») и запрещенный на территории России «Правый сектор» официально объединились для совместных политических действий. Собравшись в бывшем Музее Ленина, Олег Тягнибок, Андрей Билецкий, а также, нынешний лидер ПС Андрей Тарасенко подписали документ, который получил название «Национального манифеста», и является списком программных требований радикальных националистов. Одновременно с этим «азовцы» резко усилили уличную активность, организуя нападения на российские банки и помогая угольной блокаде «Донбасса».

В то же время, стало еще раз ясно, полицейские-националисты полностью контролируются Аваковым и его соратниками по «Народному фронту». «Азов» такой послушный. Надо заблокировать банк — блокируют. Надо разблокировать — разблокируют. Пожалуй, это единственные столь покладистые и исполнительные правые в Европе, находящиеся под прямым управлением полиции, управляемой типичным арием» — прокомментировал это медиаблоггер Анатолий Шарий. Все эти три года глава МВД вооружал и поддерживал «Азов», превратив его в свою частную армию. Фактически, сегодня он шантажирует «азовцами» президента Петра Порошенко, недвусмысленно намекая, что попытка убрать из власти «Народный фронт» может обернуться попыткой силового переворота.


Мутное будущее

Сейчас лидеры ультраправого батальона разрываются между перспективой политической карьеры и верной службой главе МВД. У Билецкого есть все, чтобы заниматься политикой — мощная силовая структура и созданная на ее основе политическая массовка. Однако, законопроект Конгресса показал, насколько мрачной репутацией обладают за океаном украинские неонацисты.

«Из проекта бюджета США непонятно, каким образом будет обеспечиваться запрет на финансирование сформированного из нацистов «Азова». Мошенники из Украины сфабрикуют любую отчетность. Им без «Азова» никак нельзя. Полк стал фундаментом режима. Но сам сигнал символичен», — говорит об этом политолог Виктор Небоженко.

Николай Подкопаев, Виктор Попович, Ukraina.ru


Источник


Добавить комментарий


Обновить