You are here:

«И пусть никто не уйдет обиженным»: на Украину надвигается пенсионная реформа

Трансформация пенсионного законодательства на Украине, которую от Киева уже несколько лет вымогают международные кредиторы, похоже становится реальностью. И опасаться, в большей мере, стоит не тем, кто уже на заслуженном отдыхе, а всем, кто платил взносы Украине и до сих пор рассчитывает получать от нее пенсию.

 

Премьер-министр Украины Владимир Гройсман пообещал, что проект пенсионной реформы будет презентован уже в этом месяце. На днях в Киев как раз пребывает профильный специалист от МВФ, с которым, видимо, и согласуют последние детали.

Как ранее предполагали эксперты и намекали некоторые чиновники, повысить пенсионный возраст Киев не рискнул, но населению от этого легче не станет. Вместо этого повысится минимальный страховой стаж для получения пенсии.
Мы считаем, что до 25 лет это абсолютно оптимальный стаж, который присущ большинству украинских граждан», — заверил сограждан премьер. Горькую пилюлю он подсластил обещанием поднять существующие пенсии и клятвой, что если не пройдет повышение или реформа, то он уйдет в отставку. Уйдет Гройсман или только обещает, доподлинно неизвестно. А вот с выходом на пенсию, в случае принятия подобной реформы, проблемы у многих граждан Украины возникнут гарантированно. В том числе, и у тех жителей Донбасса, кто в ближайшие годы собирается на пенсию и рассчитывал воспользоваться законным правом на пенсионное обеспечение от государства, десятилетиями получавшего от него причитающиеся взносы.

Стоит напомнить, что по старой системе, кстати, более-менее сохраненной и в республиках, большинство граждан уходило на пенсию по достижении определенного возраста: в ЛДНР 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. На так называемую трудовую пенсию граждане могли претендовать, имея 15 лет страхового стажа за плечами. Без такого стажа полагалась исключительно социальная помощь, которая меньше, чем прожиточный минимум для нетрудоспособных. Стоит обратить внимание, что стаж необходим именно страховой – то есть такой, где за каждый месяц работодателем и работником уплачены взносы в пенсионный фонд. Просто трудовой стаж, к примеру, перед ликвидацией предприятия или с замороженной зарплатой за определенный период, не засчитывается, пусть работник и был официально трудоустроен и даже выполнял свои обязанности. О работающих неофициально или по трудовым договорам и говорить нечего – у них, с точки зрения государства, стажа не было и без реформ.

Теперь же этот минимум страхового стажа правительство Гройсмана предлагает поднять на 10 лет, а со временем, как предполагают эксперты, еще больше. В 2016 году чиновники Кабмина, к примеру, проговаривались об установлении планки сразу на уровне 35 лет, но, видимо, решили сразу не шокировать население.
Пенсионный возраст они повышать не будут (стремно). Вместо этого постепенно увеличат минимально необходимый для получения пенсии стаж с 15 до 35(!) лет. Подскажите мне, где в Украине можно проработать 35 лет согласно всем требованиям закона - на официальной работе по трудовой книжке? Чиновником или судьей - да, это понятно, себя не обделили. Работяге где столько проработать?», - задает резонные, но, увы, риторические вопросы украинский журналист Вячеслав Чечило.

При традиционной для украинского рынка труда проблеме с неофициальной занятостью и зарубежными заработками, установление минимального стажа в четверть века практически гарантирует, что с каждым годом в стране будет все больше «недопенсионеров». То есть тех, кто до пенсионного возраста дожил, а до пенсии стажа не хватает. Те, кому не хватит год-два проблему, скорее всего, решат, например, попросту доплатив за то, чтобы официально где-то числиться недостающий срок. Остальным придется тяжелее – пять, семь, десять лет работать или хотя бы числиться на седьмом десятке лет по плечу далеко не всем.
На самом деле, проблемы с пенсионным обеспечением явление глобальное. Во многом потому, что благодаря развитию медицины и прочим социальным факторам второй половины ХХ века граждане Европы, США, Японии и других стран в среднем стали жить дольше. Но и развивающимся странам, чье население, по понятным причинам, живет меньше, МВФ предлагает стремиться к этому же уровню. К решению украинских проблем с дефицитом Пенсионного фонда рецепт, очевидно, отношение имеет тоже косвенное, так как экономия на количестве пенсионеров проявится только со временем. Зато киевское правительство получит небольшую передышку от прессинга МВФ, а если повезет – то и поощрительный транш перед следующими реформами во имя Фонда.
Положение населения, очевидно, при этом ухудшится. Причем, ухудшится оно, де-факто, по обе стороны от линии фронта. Во-первых, как отмечено выше, потому что значительная часть жителей Донбасса много лет платила взносы в украинский Пенсионный фонд, и значит, имеет полное право на получение своих заработанных средств. А официальный Киев выплачивать законные пенсии и тем, кто вышел на отдых до войны, отказывается уже третий год. Новым пенсионерам со сменой законодательства получить причитающееся, скорее всего, будет еще сложнее. Тем более, что украинского страхового стажа в последние годы у большинства из них нет и быть не может, а накопленного ранее до нового минимума многим может и не хватить.

Во-вторых, собственное видение пенсионного обеспечения граждан в ДНР еще толком не сформировали. Сфера регулируется довоенными нормативными актами, временными положениями, указами и прочими документами, решающими исключительно оперативные вопросы социальной поддержки населения. Говорить о наполнении местного Пенсионного фонда и выполнении им своих обязательств перед гражданами в полном объеме в существующих экономических реалиях, очевидно, преждевременно, но рано или поздно перед республиками встанет вопрос собственной «пенсионной реформы». При этом получить причитающиеся средства от Украины будет гарантированно проблематично. Предвоенные проблемы солидарной системы никуда не делись, а наоборот, дополнились сокращением рабочих мест, снижением доходов населения и оттоком, в первую очередь, работоспособных лиц из региона. И здесь, дурной пример соседей может стать тем фоном, на котором любые ошибки, перекосы и недочеты будут все равно восприниматься как плюс. Республиканская пропаганда, конечно, уже поднаторела сообщать, что «на Украине хуже». Но все же в настолько важных вопросах, как обеспечение старости для человека труда, исходить хотелось бы из предпосылки «в Донбассе лучше».

Степан Никонов


Источник


Добавить комментарий


Обновить