You are here:

На волчьих правах

«Выслав» Новороссию в состав Украины, Москва не вернет влияние на Киев, хотя и рассчитывает на это
В качестве противовеса не всегда удовлетворительной социально-экономической политике нашего государства принято приводить победы на внешних фронтах. Действительно, присоединение Крыма в 2014 году стало моментом настоящего триумфа для России. К сожалению, Москва не смогла действовать столь же молниеносно и эффективно, как в Крыму, на территории материковой Украины.


Политика Кремля по отношению к непризнанным республикам Новороссии с самого начала вызывала недоумение среди патриотично настроенных граждан. Референдум 11 мая 2014 года был встречен российской властью холодно: ни признания независимости ДНР и ЛНР, ни тем более их интеграции в состав России жители республик так и не дождались. Хотя российская сторона оказала неоценимую поддержку Донецку и Луганску в наиболее критический период лета 2014 года, эти усилия были перечеркнуты ничем не мотивированным отступлением от Мариуполя, который был почти взят ополченцами.


Осенью 2014 года по инициативе Москвы началась «минская» волокита, прервавшаяся зимой на фоне военного обострения в районе Дебальцево и боев за донецкий аэропорт. Новый раунд переговоров контактной группы в Минске привел к подписанию сторонами обновленных Минских соглашений. По условиям документа Киев получил право на проведение в ДНР и ЛНР выборов по согласованию с представителями данных территорий. Выборы должны пройти после наделения ЛДНР статусом автономии в составе Украины.


Главным аргументом сторонников данных соглашений с российской стороны является тезис о том, что Киев все равно не пойдет на исполнение требований, перечисленных в документе. Не исключено, что это действительно так, но это означает нескончаемую войну. Кроме того, неясно, какая польза России от тлеющего под боком очага напряженности? В целом вопросов оставалось больше, чем ответов.


В своем интервью изданию «Комсомольская правда» глава МИД РФ Сергей Лавров прояснил некоторые из них. Увы, оказалось, что все это время Москва уповала исключительно на добрую волю Запада, который должен якобы смягчить позицию Киева.


Диалог, как диагноз
Отвечая на вопрос журналистов о том, почему Москва проигнорировала итоги референдума в ДНР и ЛНР, по итогам которого республики попросили принять их в состав России, Лавров сообщил, что это произошло из-за того, что республики «не отказались от диалога с Киевом». Хотя население республик выразило предельно ясную позицию: при явке в 74%, 89% избирателей проголосовали за отделение от Украины с последующей интеграцией в состав РФ. Вряд ли люди согласились бы идти в бой с ВСУ за идею «автономии».


Однако МИД РФ следует весьма запутанной логике: по словам главы ведомства, признание Россией независимости Новороссии привело бы к ослаблению давления Запада на Киев по выполнению Минских соглашений. Складывается впечатление, что в российском внешнеполитическом ведомстве воспринимают Запад в качестве дружественной России стороны, забыв о том, что именно благодаря его влиянию на Украине и был осуществлен антироссийский переворот.
Хотя сводки с полей Донбасса постоянно ухудшаются, и по большому счету в регионе продолжается военное обострение, в российском МИДе уверены в том, что «конфликт преодолен», и пришло время для амнистии.


«Я убежден, что если сейчас… Понимаете, можно хлопать дверью, можно брать пример с тех, кто за неумением пользоваться дипломатическими, политическими инструментами начинает сразу грозить, что мы признаем, санкции введем и т.д. Я убежден, что это будет контрпродуктивно», — подчеркнул Лавров.


Прояснились также причины, по которым Россия не стала пресекать Евромайдан в феврале 2014 года, хотя имела полное право поддержать силовыми методами законного на тот момент президента Виктора Януковича. Кстати, впоследствии именно таким образом поступила Саудовская Аравия по отношению к йеменским хуситам, и мировое сообщество даже не осудило данную операцию.


Оказывается, в Москве не хотели «развязать войну между братскими народами». Увы, но уже весной 2014 года эта война действительно началась, погибли тысячи людей — как русских, так и украинцев, которых новые власти мобилизовали для участия в «АТО», а украинские тюрьмы заполнены пророссийскими активистами.


Складывается впечатление, что МИД РФ постоянно оглядывается на мнение Запада, даже после того, как против России были введены санкции, а ее лидера начали сравнивать в европейской прессе с Адольфом Гитлером.
К примеру, Франции и Германии были делегированы полномочия по восстановлению финансовой инфраструктуры ЛДНР с согласия Москвы — и это при том, что на Западе ополченцев называют «террористами», Париж разорвал контракт на поставку России «Мистралей», а отношения с Германией переживают глубокий кризис. Зато европейские институты публикуют доклады о нарушениях прав человека на Донбассе и на линии разграничения, и в других регионах Украины, где «жуткое просто творится», по выражению Лаврова. В том числе ради этих докладов, которые якобы оказывают воздействие на украинских политиков, Москва в «воспитательных целях» терпит выходки Киева, рассказал министр.


Правда, жизнь пророссийски настроенных жителей Украины благодаря этим докладам в лучшую сторону все равно не меняется.


«Впихнуть невпихуемое»
Впрочем, приверженность Минским соглашениям воспринимается рядом политологов как попытка Кремля вернуть утраченное влияние на Киев.
«Москве, конечно же, выгодно исполнение Минских соглашений: это означает, что сохраняются все рычаги влияния на ситуацию в Украине, есть гарантии защиты русскоязычного населения на востоке страны и, по сути дела, процесс политического урегулирования превращается в процесс федерализации страны», — представил прессе свою трактовку действий МИД РФ политолог Алексей Чеснаков.


Вероятно, Москва рассчитывает на сохранение у власти в ЛДНР пророссийских активистов после вхождения региона в состав Украины. Только так Россия смогла бы распространить свое влияние и на Донбасс, и на Киев в рамках «единой» Украины, но возможно ли это? Хотя Минские соглашения гласят, что киевские власти должны проконсультироваться с Донецком и Луганском по порядку проведения региональных выборов, вряд ли Киев согласится сотрудничать с бывшими ополченцами, да еще сохраняющими верность своим пророссийским взглядам.


«Хитрый план» Москвы заключается в том, чтобы «заслать» народные республики в их современном виде в состав Украины и использовать их в дальнейшем в качестве медиаторов российских интересов в Незалежной. Такая ситуация для Киева равноценна тому, как если бы Чечня осталась в составе России под руководством Шамиля Басаева и, получая бюджетное финансирование, в политическом плане целиком ориентировалась на иностранные государства.


Каким бы слабым государством не была современная Украина, маловероятно, что она пойдет на такие условия, и, значит, у российских границ еще долго будет тлеть локальный конфликт. Неспособность Москвы разрешить его путем силовых мер или же переговоров бьет по ее авторитету в глазах русскоязычного населения не только восточной Украины, но и других постсоветских республик.


Можно, конечно, ждать очередного «майдана», но не факт, что новый украинский госпереворот будет носить пророссийский характер. Ведь Россия не прилагала усилий для того, чтобы противостоять западной пропаганде на постсоветском пространстве, наша пропагандистская машина «бьет» только по дальним рубежам, вещая в Европе и США. А в бывших советских республиках Москва ограничивается контактами на высшем уровне, полагая, что общая история — фактор, достаточный для распространения пророссийских настроений.


К сожалению, Москва не решилась в 2014 году провести хирургически точную операцию (по примеру Крымской) на территории Украины, хотя имела такую возможность — было достаточно обращения легитимного президента Януковича. Запустив болезнь Украины, Россия пытается теперь излечить ее при помощи гомеопатических пилюль, больше утешая себя, чем всерьез рассчитывая на успех.


Источник


___________________________________

Добавить комментарий


Обновить