27 февраля главы ДНР и ЛНР предъявили Киеву ультиматум. Республики национализируют принадлежащие олигархам предприятия и перестанут поставлять уголь, если украинские власти до 1 марта не прекратят блокаду Донбасса.
Украинская власть плохо просчитала последствия своего бездействия в ответ на блокаду Донбасса, организованную бойцами добровольческих батальонов.
Из-за прекращения поставок угля с неподконтрольных территорий Киев терпит огромные убытки. Под угрозой оказались предприятия энергетики и металлургии. 15 февраля правительство ввело чрезвычайное положение в энергетике, которое может привести к веерным отключениям электроэнергии в центральных и восточных регионах страны. Совет национальной безопасности и обороны 16 февраля ввел в действие решение, которое дает поручение силовикам навести порядок в зоне проведения АТО. Однако власти до сих пор отказываются от начала операции по прекращению блокады.
Причина бездействия, по всей вероятности, состоит в том, что украинская власть не хочет терять поддержки той части общества, которая занимает непримиримую позицию в отношении конфликта с Донбассом. Порошенко исходит из того, что сейчас прекратить блокаду можно только силой. В свою очередь, силовая операция против ветеранов АТО приведет к образованию глубокой трещины между президентом и национал-патриотическими силами. У последних будут развязаны руки, чтобы перейти к более решительным действиям в отношении Порошенко и объединиться с другими оппозиционными группами в борьбе за досрочную смену власти.
Однако издержки от продолжения блокады кратно перевешивают те риски, которые несет наведение порядка силовым методом.
Во-первых, Порошенко находится не в той ситуации, когда он может позволить себе социальный кризис, пусть и кратковременный. Продолжение блокады может обернуться потерей тысяч рабочих мест и сокращением валютной выручки, что чревато появлением новых дыр в бюджете. Пострадают от блокады прежде всего жители подконтрольного Украины Донбасса и восточных областей. Дестабилизация в этих регионах грозит очевидными проблемами с точки зрения поддержания внутриполитической стабильности в стране.
Во-вторых, прекращение торговли с Донбассом приведет к увеличению зависимости Украины от России. Украина нуждается в импорте угля для работы металлургических предприятий. Так, в довоенном 2012 году она экспортировала 6,1 миллиона тонн угля, при этом импортировала 14,8 тонн. На данный момент доля России в украинском импорте угля составляет примерно две трети. Только на территориях ДНР и ЛНР добывается антрацит, который необходим украинской энергетике. В республиках производится коксовый уголь, который также нужен украинским металлургам. Быстро найти альтернативу этим товарам получится только в России. Более того, не исключено, что Киев продолжит закупать донецкий уголь, который будет реэкспортироваться уже из России.
В-третьих, национализация больнее всего ударит по Ринату Ахметову. У Порошенко сейчас нет никакой политической необходимости, чтобы ослаблять олигарха. Самый богатый человек Украины перешел в лагерь тактических союзников президента. Он не поддержал идею проведения досрочных выборов, которую продвигают его партнеры по «Оппозиционному блоку» Сергей Левочкин и Юрий Бойко, угрожая расколом фракции. Бездействие Порошенко и потеря контроля над важными активами в Донбассе может перевести Ахметова в лагерь противников власти.
В-четвертых, блокада демонстрирует несостоятельность украинской власти перед лицом западных партнеров. Евросоюз и США призвали прекратить блокаду. Обладая большими полномочиями в зоне проведения военной операции, Порошенко показал, что не способен ими воспользоваться в полной мере. Доверие к украинскому президенту как к потенциальному партнеру, особенно в условиях смены лидеров в странах, которые Киев относит к ключевым союзникам, может существенно ослабнуть.
В-пятых, блокада закрепляет имидж Порошенко как президента, политика которого приводит к потере украинских земель. Прекращение экономических связей между Киевом и республиками сводит на нет стимулы к интеграции Донбасса. Работа украинских предприятий на территориях республик, многие из которых ориентированы на экспорт, была одним из тех препятствий, которое сковывало движение республик в сторону России.
В-шестых, Порошенко проиграет даже в том случае, если разрешит кризис. После объявления ультиматума любые действия украинского президента по восстановлению статус-кво будут интерпретированы как вынужденные шаги, предпринятые, в том числе, благодаря давлению со стороны Донбасса.
Заместитель директора Центра политической конъюнктуры Олег Игнатов