Заветная мечта миллионов украинцев о том, что в результате революции 2014-го года их страна станет членом ЕС и будет надежно прикрыта «зонтиком» НАТО, похоже, так и останется мечтой. По крайней мере, на ближайшие пару десятилетий. Такой вывод можно сделать из вчерашнего заявления председателя Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера. «Украина, несомненно, не сможет стать членом ЕС в ближайшие 20−25 лет», — заявил Юнкер в четверг в Гааге. То же самое, по его словам, касается и перспектив вступления Украины в НАТО.
Напомним, что в 2014 году Киев и ЕС подписали соглашение об ассоциации, а с 1 января нынешнего года начала действовать часть соглашения о зоне свободной торговли между Украиной и Евросоюзом. На самой Украине соглашение об ассоциации рассматривалось многими, как первый шаг к вступлению страны в ЕС. О том, что одно из другого никак не вытекает, не так давно напомнил и премьер-министр председательствующих в ЕС Нидерландов Марк Рютте. По его словам соглашения об ассоциации не предваряют вступление Украины в Евросоюз. Более того, похоже, что Евросоюз, уже раздражает и само соглашение об ассоциации от 6 апреля 2016 года Нидерланды проведут референдум по вопросу о целесообразности ассоциации.
Все это является довольно тревожным сигналом для Киева. Последний, очевидно, испытывал надежды на попадание в ЕС по ускоренному сценарию, каковым в свое время воспользовались Болгария, Румыния и бывшие прибалтийские республики СССР. Ничем другим объяснить подобные надежды не представляется возможным, так как Украина не соответствует практически никаким критериям приема стран в ЕС.
Напомним, что основным условием принятия страны в Европейский союз является соблюдение Копенгагенских критериев. Они были приняты в июне 1993 года на заседании Европейского совета в Копенгагене и подтверждены в декабре 1995 года на заседании Европейского совета в Мадриде.
Критерии требуют, чтобы в государстве соблюдались демократические принципы, принципы свободы и уважения прав человека, а также принцип правового государства (ст. 6, ст. 49 Договора о Европейском союзе). Верховенство закона согласно Копенгагенским критериям, предполагает, что любой государственный орган может действовать только в рамках законов, которые были приняты в установленном порядке. Принцип предназначен для защиты от произвола власти.
Экономические критерии, в широком смысле, требуют, чтобы страны-кандидаты имели функционирующую рыночную экономику и чтобы их производители могли справиться с конкурентным давлением в рамках Евросоюза.
Не лучшим образом обстоят у Украины дела и с соответствием критериям вступления в НАТО. В 1999 году на Вашингтонском саммите был принят перечень обязательств, которые должны быть выполненными кандидатом в члены НАТО. В соответствии с этим списком, кандидаты в члены НАТО должны:
разрешить международные споры с их участием мирными средствами;
разрешить этнические, территориальные и политические конфликты в соответствии с принципами ОБСЕ;
продемонстрировать приверженность правам человека и власти закона;
организовать необходимый демократический и гражданский контроль над вооруженными силами;
предоставлять информацию о состоянии экономики и бюджета страны;
вносить необходимый организационный, экономический и военный вклад в работу НАТО, в том числе путем участия в миссиях НАТО.
Впрочем, даже соответствие всем перечисленным критериям не является абсолютным пропуском в Североатлантический блок. Так, каждый член НАТО может предъявлять к кандидату на вступление дополнительные требования. Например, Греция препятствует вступлению Македонии в НАТО так как до сих пор не разрешен спор о том, как должна называться эта страна.
Глядя на все эти условия, нетрудно понять, что соблюдение их для находящейся в политическом и экономическом кризисе экономики выглядит весьма проблематичным. Так, на Украине сегодня отмечены серьезные проблемы, как в области экономики, так и с соблюдением ряда гражданских свобод.
С критериями вступления в НАТО все еще более печально. У Украины остаются неразрешенные международные и территориальные споры (Крым, Донбасс), а также сохраняются проблемы с экономикой и правами человека.
Все это прекрасно понимают, как в украинском руководстве, так и в ЕС и самом НАТО. В вое время, Запад поступился этими требованиями, приняв в свой «европейский дом» восточно-европейские страны. Тогда прием осуществлялся во многом авансом, в надежде, что принятые в ЕС страны на радостях быстро догонят лидеров. Однако, так не получилось. Будучи принятыми в ЕС и НАТО, эти страны превратились в своеобразный буфер, отделяющий западные страны от России. Создать полноценные экономики и общественное устройство эти страны так и не смогли.
Что касается Украины, то в отношении нее, еще совсем недавно в кругах ЕС и НАТО высказывались весьма одобрительные заявления о том, что страна стала на путь свободы и демократии. Однако, грубые ошибки, допущенные политическим и военным руководством страны, привели к тому, что страны запада поспешили дистанцироваться от затей Киева.
Посему, велика вероятность, что Украина, подобно Турции, останется у ворот ЕС на весьма продолжительное время, и названные Юнкером срока в 20−25 лет могут оказаться еще не столь далеким горизонтом.
70,0 75,0
73,0 83,0
25,5 27,5
Сейчас 138 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте
Подробнее...